Сёння 24 кастрычніка
Грамадзтва

Гомофобия в образовании, или Почему так сложно быть другой(им)?

Гомофобия в образовании, или Почему так сложно быть другой(им)?

В этом году Международный день против гомофобии и трансфобии, который приходится на 17 мая, призван затронуть проблемы в сфере образования.

17 мая является Международным днем против гомофобии и трансфобии (IDAHO), начиная с 2004 года. Выбор пал именно на эту дату, так как в этот день в 1990 году было принято решение Всемирной организации здравоохранения исключить гомосексуальность из списка психических заболеваний и расстройств. Основная цель этого дня – привлечь внимание политиков, общественности и медиа к вопросам гомофобии и трансфобии и продвигать принципы толерантности, уважения и свободы для всех людей, независимо от их сексуальной ориентации или гендерной идентичности. В этом году Комитет IDAHO выступил с инициативой посвятить этот день компании по «Борьбе с гомо/трансфобией в образовании и с помощью образования». Система образования способствует формированию гомо/ трансфобии как напрямую, посредством конкретных рассуждений, заявлений и действий, так и косвенно, посредством продвижения как единственно возможной гетеронормативной модели организации жизни в обществе.

Современной системе образования, как в Беларуси, так и в других странах мира, всё еще присуща дискриминация по сексуальной ориентации.

В Беларуси эта проблема приобретает особое значение в связи с сильной традиционалистской направленностью государственной политики. Это проявляется и в искаженном понимании гендерной политики, которая поддерживает гендерную дискриминацию, и в отсутствии зарегистрированных ЛГБТ-организаций в стране, а также в откровенных сексистских и дискриминационных заявлениях президента.

Что такое гомо/трансфобия?

В Резолюции Европарламента от 18 января 2006 года гомофобия определяется как «иррациональный страх и отвращение к гомосексуальности и к лесбиянкам, геям, бисексуалам и трансгендерным людям, основанные на предубеждении, подобном расизму, ксенофобии, антисемитизму и сексизму».

В свою очередь «трансфобию» можно обозначить как различные виды отвращения, ненависти или неприятия по отношению к транссексуальности.

Гомо/трансфобия тесно связаны с такими понятиями как «гетеросексизм» и «гетеронормативность», они выступают в качестве оппозиции к гетеросексуальности как доминирующей по отношению к любым не-гетеросексуальным практикам и идентичностям, которые соответственно патологизируются и табуируются. Другими словами, гетеросексуальность принимается людьми по умолчанию как единственная и нормальная сексуальная ориентация и вариант развития человека. А иные формы сексуальности оказываются отрицаемыми, преуменьшенными, дискриминируемыми, преследуемыми [1]. Соответственно, гомофобия и трансфобия поддерживают систему гендерной стратификации и иерархических отношений и направлены на защиту патриархатных отношений.

«Шаг – влево, шаг – вправо…»

В образовании гомо/трансфобия может проявляться, во-первых, в умалчивании информации о разных вариантах гендерных и сексуальных идентичностей. В учебниках и в ходе учебного процесса не сообщается информация о гомосексуальных отношениях тех или иных исторических личностей, отсутствует информация об общественно-политических движениях ЛГБТ (движениях лесбиянок, геев, бисексуалов, транссексуалов) в защиту своих прав. Все люди по умолчанию представляются как гетеросексуальные.

Например, учащимся и студентам вряд ли расскажут об отношениях Марины Цветаевой и Софии Парнок, хотя понять некоторые их произведения без этого чрезвычайно трудно [2]. А ведь подобная информация может стать тем, что начнет трансформировать ригидную норму, транслируя идеи толерантности и разнообразия выбора и образов самоопределения.

Во-вторых, гомо/трансфобия проявляется в подчеркивании того, что есть «норма», а что – «патология». Все другие, кроме гетеросексуальных, проявления артикулируются как «плохие» и «неправильные». Это можно обнаружить как в повседневной коммуникации учащихся и педагогов между собой и друг с другом, так и в самих учебниках и учебных пособиях.

Анализ беларусских учебных пособий по воспитательной работе показывает, что содержание этих пособий является дискриминационным по отношению к ЛГБТ.

Процесс воспитания основывается на представлении о заложенном «природой» гетеросексуальном развитии человека как единственном нормальном варианте развития.

Так, в пособии 2008 года «Педагогика и психология семейного воспитания» отмечается, что «главная жизненная задача, на решение которой ориентирована сексуальность человека, – это создание и поддержание брачно-семейных отношений» [3].

Также в пособиях осуществляется патологизация не-гетеросексуальных гендеров. Используются такие медицинские категории как «гомосексуализм», «бисексуализм», «транссексуализм». Однако в западных обществах уже стало практикой более широкое использование понятий «гомосексуальность», «бисексуальность», «транссексуальность», способствующих демедикализации этих явлений. В изданиях не только не появляются эти, более толерантные формулировки, но даже наоборот – используется и более грубая риторика.

В ряде достаточно современных изданий за период 2008–2010 годов гомосексуальность и бисексуальность определяются через такие понятия, как: «наиболее грубые нарушения психосексуального развития» [4], «половые извращения», «болезненные нарушения направленности полового влечения или способов его удовлетворения, когда отмечаются качественные изменения полового влечения» [5], «проблема сексуальной ориентации» [6].

Более того, при обращении к «иным» сексуальностям кроме гетеросексуальной используются психолого-психиатрические объяснительные концепции:

«Причем для развития полноценной личности мужчины или женщины весь этот путь нужно пройти без единого сбоя, что, к счастью, удается большинству из нас.

Можно только представить, какие проблемы в будущем таят в себе нарушения на каком-либо этапе развития человека, начиная с многочисленных генетических поломок …, уродств наружных половых органов и проблем, связанных с неправильной половой дифференциацией мозга в виде транссексуализма, трансвестизма, трансролевого поведения и, по мнению некоторых специалистов, гомосексуализма» [7].

Ситуация с учебными пособиями является закономерным отражением и хорошим примером отношения государственных институций и структур к теме сексуальности. Использование патологизирующей риторики и замалчивание определенных тем транслирует далеко не толерантные установки. Соответственно, речь идет о создании четкой генеральной линии, унификации единственного варианта жизнеопределения для всех. Подобные процессы не могут не сказываться на процессах коммуникации и не провоцировать насилие в отношении тех, кто не подпадает под категорию «нормы».

Гомофобия в форме «буллинга»

Гомофобный «буллинг» – это дискриминационные действия или высказывания в сфере образования (травля, обидные шутки, моральное давление, физическое насилие и др.), обусловленные сексуальной ориентацией учащегося/учащейся и направленные на создание невыносимых условий учебы. К сожалению, до сих пор не проведено еще исследований распространенности различных форм насилия в отношении ЛГБТ в системе образования Беларуси, поэтому мы не можем апеллировать к данным по беларусскому контексту. Однако исследования в других странах демонстрируют, насколько распространен «буллинг». И можем ли мы ожидать, что, имея подобные, приведенные выше пособия по воспитанию, мы будем чувствительными к ЛГБТ в образовании?

В обзоре о гомофобном «буллинге» в образовательных учреждениях, подготовленном ЮНЕСКО для Международной встречи в Бразилии 6–9 декабря 2011 года, представлены обширные данные по различным исследованиям. Эти исследования, проведенные в США, Европе, Австралии и Новой Зеландии, демонстрируют, что ЛГБТ чаще сталкиваются с насилием и агрессией в школе, нежели их гетеросексуальные сверстники. При этом насилие проявляется в самых разных формах, как вербальных, физических и сексуальных, так и в форме игнорирования, изоляции со стороны сверстников, педагогов, администрации.

Например, исследование в США позволило установить, что физическому насилию подвергались 40% ЛГБ и 27% трансгендерных студентов/студенток, вербальному – соответственно 85% и 64%. В Канаде также 37% транссексуальных и более 20% ЛГБ студентов/студенток сталкивались с физическим насилием, соответственно 74% и 55% – с вербальным. Также 10% ЛГБТ студентов/студенток отметили, что регулярно слышат гомофобные комментарии от педагогов.

Аўтар артыкулу: Татьяна Щурко, магистр социологии по гендерным исследованиям

facebook livejournal twitter youtube rutube vkontakte