Сёння 21 верасьня
Грамадзтва

"Иные" сексуальности в белорусской школе

В 2002 году в Беларуси официально была принята Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Ее особенностью стало исключение гомосексуальности из списка болезней. Это формально депатологизировало гомосексуальность. Однако отразилось ли это на политике и установках государства в отношении «сексуальных меньшинств»?

После пресс-конференции Президента РБ А.Г.Лукашенко для российских СМИ (7 октября 2011г.) на этот вопрос можно ответить только отрицательно, так как из уст Президента прозвучало абсолютно гомофобное высказывание.

«Обиделся Вестервелле, что я там высказался, что я не приемлю … как это называется … этот гомо … не, мужик с мужиком - это что? Гомосексуализм […] Сикорский мне задает вопрос: «А вы, Александр Григорьевич, как относитесь к нетрадиционной ориентации?». Ну, я и начал рассуждать, что если лесбиянство, то мы, мужики, виноваты. Простительно, женщина с женщиной терпеть можно. Но, говорю, когда уже этот гомосексуализм, то это ужас. А Сикорский, Министр Польши, понял, ну вот: «А если вот как в России запретили этим ходить по улицам?». Говорю, я б не запрещал. Ну, на диво людям, где-то на окраине Минска, показали народу, что есть».

Такое высказывание похоже является отражением отношения официальных структур к теме «иных» сексуальных ориентаций. Причем, это проявляется не только в подобных высказываниях государственных работников, но и на уровне реализации различных аспектов политики страны.

В данном случае наибольший интерес представляет система образования, которая является важным компонентом государственной машины. Посредством воспитательного процесса происходит наиболее концентрированная и интенсивная передача определенных норм и установок, выстроенная в четкую и структурированную систему. На фоне либерализации в сексуальной сфере государство вынуждено включать в образовательный процесс элементы сексуального просвещения. Однако сексуальное образования призвано транслировать четкую норму – гетеросексуальность, как основание определенного гендерного порядка, который ориентирован на традиционные гендерные роли и институт семьи. Гетеросексуальность тут, понимается как политический институт, призванный легитимировать одни формы социальных и сексуальных отношений, и патологизировать, маргинализировать, табуировать другие.

Для того чтобы разобраться, каким образом в образовании представлена тема различных сексуальностей, я обратилась к специализированным белорусским изданиям для школ. В результате было отобрано 14 книг (изданных за период с 2002 по 2011г), в которых в той или иной мере представлена данная тема. Все издания относились к следующим направлениям воспитательного процесса: формирование здорового образа жизни и охрана репродуктивного здоровья учащихся (6 книг), половое воспитание (8 книг). Цель данной статьи состоит в реконструкции того, как в изданиях по воспитательной работе для школ представлены "иные сексуальности": гомосексуальность, бисексуальность и транссексуальность. Мое внимание также привлекли еще и «половые акцентуации» и «гермафродитизм».

Как же происходит патологизация «иных» сексуальностей?

Появление слова «иные» на страницах отобранных пособий не случайно. Оно хорошо показывает, что есть норма – гетеросексуальность, а есть «иные», которые помещаются в специальные разделы и подробно описываются, следуя медицинской логике описания «болезни». А это значит, что:

во-первых, описание «иных» сексуальностей, кроме гетеросексуальной, чаще всего появляется лишь в небольших отдельных разделах, глоссариях и словарях в конце той или иной книги.

В основном в содержании книги приводится лишь гетеросексуальный вариант развития ребенка и его жизненного самоопределения.

«Родители должны понимать, что главная жизненная задача, на решение которой ориентирована сексуальность человека, - это создание и поддержание брачно-семейных отношений».[ii]

«Глобальным феноменом человеческой сексуальности является половой диморфизм (раздельнополость), проявляющийся в анатомо-физиологических и поведенческих различиях между мужчиной и женщиной и обеспечивающий процесс полового размножения».[iii]

Апеллирование к гетеросексуальности как норме осуществляет «скрытую» патологизацию других сексуальных ориентаций. Получается, что тема «иных» сексуальностей не является важной линией воспитательного процесса, а предстает лишь как дополнительный материал. По типу познакомьтесь и такое бывает.

Кроме того, официальное исключение гомосексуальности из МКБ-10, повлияло на то, что в изданиях пусть очень мало, но появляются описания гомосексуальности и бисексуальности. То есть государство «не будучи в силах» признать и принять, выбирает стратегию частичного замалчивания и исключения. Транссексуальность и интерсексуальность, как «признанные» медициной патологии, появляются во всех отобранных изданиях, и разделы, посвященные им, намного большие по размеру. Более того, они чаще появляются в основном «теле» самой книги, в то время как гомосексуальность и бисексуальность чаще всего выносятся в «словарь» в конце книги.

во-вторых, в разделах, описывающих гомосексуальность, бисексуальность, транссексуальность и интерсексуальность постоянно используется медикалистская риторика и логика.

Медицинская логика патологизации какого-либо явления заключается в следующем: сначала ему присваивается имя или формируется даже целая группа категорий. Подробно описываются причины возникновения, особенности проявления симптомов и течения «болезни» (этиология и патогенез) и способы лечения. Все это можно в той или иной мере найти при описании «иных» сексуальностей. Как будто авторы книг «списывали» формулировки из медицинских, психолого-психиатрических справочников. Возможно, так оно и было?

  • - Использование медицинской терминологии.

Во многих изданиях гомосексуальность и бисексуальность определяются через такие понятия как:

«наиболее грубые нарушения психосексуального развития»[iv], «половые извращения», «болезненные нарушения направленности полового влечения или способов его удовлетворения, когда отмечаются качественные изменения полового влечения»[v], «проблема сексуальной ориентации»[vi], «нетрадиционная сексуальная ориентация»[vii] и т.п.

Заметим, что это формулировки в основном из достаточно новых изданий (2008-2010 гг.).

Кроме того, используются такие медицинские категории как «гомосексуализм», «бисексуализм», «транссексуализм» и «гермафродитизм». О демедикализации феномена говорит и более широкое использование понятий «гомосексуальность», «бисексуальность», «транссексуальность», «интерсексуальность», которые находятся в равновесии с термином «гетеросексуальность». Но в изданиях ни разу не появляются более толерантные формулировки, только медицинские понятия. При этом используемые понятия обрастают огромным количеством синонимов, которые авторы изданий так списком и приводят:

«Гомосексуализм» – это «гомойофилия», «гомофилия», «гомоэротизм», «гомогендерная сексуальная ориентация», «инверсия сексуальная», «эквисексуализм».

«Мужской гомосексуализм» – «уранизм», «гей», «андрофилия» или «андромания»[viii], «педерастия», «мужеложество».

«Женский гомосексуализм» – «лесбианство», «лесбийская любовь», «сапфизм», «сафизм», «трибадия», «трибадизм».

«Бисексуализм» - это «инверсия амфигенная», «амбисексуализм» или «амфисексуализм»[ix], «андрогинофилия».

Всякая сексуальность получает четкие описания, соответствующую терминологию и становится элементом системы, которая задает варианты ее существования. Французский философ Мишель Фуко писал, о том, что современная ситуация характеризуется дискурсивным взрывом, то есть переводом секса в дискурс, где важным становится не подавление, а упорядочивание, регулирование с помощью публичных дискурсов:

«Но главное – это умножение дискурсов о сексе в поле действия самой власти: институциональное побуждение к тому, чтобы о нем говорить, и говорить все больше и больше; настойчивость инстанций власти в том, чтобы слушать, как о нем говорят, и заставлять говорить его самого, явно все артикулируя и бесконечно накапливая детали».[x]

  • - Обращение к медицинским и психолого-психиатрическим объяснительным концепциям.

«Причем для развития полноценной личности мужчины или женщины весь этот путь нужно пройти без единого сбоя, что, к счастью удается большинству из нас. Можно только представить, какие проблемы в будущем таят в себе нарушения на каком-либо этапе развития человека, начиная с многочисленных генетических поломок (синдром Клайн-фельтера, Шерешевского-Тернера и т.п.), уродств наружных половых органов и проблем, связанных с неправильной половой дифференциацией мозга в виде трансексуализма, трансвестизма, трансролевого поведения и, по мнению некоторых специалистов, гомосексуализма».[xi]

Аўтар артыкулу: Татьяна Щурко, магистр социологии по гендерным исследованиям

facebook livejournal twitter youtube rutube vkontakte