Сёння 22 кастрычніка
Грамадзтва

ЛГБТ-движение за равные права

ЛГБТ-движение за равные права

6 октября 2012 года в Минске прошла Международная конференция «Квир-сексуальность: власть, политики и практики». Организаторами конференции выступили Правозащитный проект «ГейБеларусь» и Феминистский проект «Гендерный маршрут». Конференция проводилась в рамках Минского Гей-прайда 2012 [1] при поддержке Института Будущего [2].

Цель конференции – создание дискуссионной платформы для анализа и осмысления конкретных властных политик и практик конструирования сексуальности, разнообразных механизмов, посредством которых поддерживаются интересы одних и игнорируются и табуируются интересы других групп по признакам сексуальных предпочтений или гендерных идентичностей. В связи с этим предполагалось озвучить и вопросы, касающиеся положения ЛГБТ-сообщества в стране, особенностей деятельности ЛГБТ-организаций. Это было связано с тем, что общество посредством транслирования различных стереотипных представлений, предубеждений, негативных образов в отношении конкретной группы индивидов поддерживает дистанцию и иерархию между социальными группами, конструирует и воспроизводит представление о «нормальности» и «ненормальности».

ЛГБТ-движение можно обозначить как общественно-политическое движение лесбиянок, геев, бисексуалов/ бисексуалок, трансгендеров за гражданское равноправие. Соответственно оно является частью правозащитного движения, в центре внимания которого лежат вопросы прав человека. Соответственно ограничение и нарушение прав ЛГБТ часто сопряжено с общими процессами нарушения прав человека в том или ином локальном контексте.

Появление ЛГБТ-тематики в публичном пространстве и правозащитном поле преследует собой цель репрезентировать ЛГБТ не как «болезнь», «аномалию», а как нормальный вариант самоопределения человека, тем самым обозначая две основные взаимосвязанные проблемы: патологизация определенного образа жизни и, как следствие, социальное отторжение и стигматизация людей по признаку сексуальной/ гендерной идентичности. Американский социолог И. Гоффман пишет о том, что общество устанавливает способы категоризации людей и определяет набор качеств, которые считаются нормальными и естественными для каждой из категорий. Таким образом, устанавливается своеобразная точка отсчета – норма, и относительно нее все остальное репрезентируется как патология. Появление феномена, интерпретируемого в качестве отклоняющегося от нормы, репрезентируется как патология, требующая вмешательства со стороны общественного механизма. В то же время подобное означивание способно привести к стигматизации людей, которые, как считается, обладают данной патологией [3].

Результатом таких процессов становится широко распространенная гомофобия и трансфобия в обществе. В Резолюции Европарламента от 18 января 2006 года гомофобия определяется как «иррациональный страх и отвращение к гомосексуальности и к лесбиянкам, геям, бисексуалам и трансгендерным людям, основанные на предубеждении, подобном расизму, ксенофобии, антисемитизму и сексизму». В свою очередь трансфобию можно обозначить как различные виды отвращения, ненависти или неприятия по отношению к транссексуальности [4].

Следует отметить, что ЛГБТ-движение зародилось во второй половине XIX века, когда стали появляться первые общественные активисты и группы. По мнению российского исследователя Игоря Кона, ЛГБТ-движение особенно интенсифицировалось после Второй Мировой войны, что было связано с рядом причин:

- демократизация общественной жизни;

- рост освободительных движений: антиколониализм, борьба за равноправие социальных меньшинств, освободительное движение черного населения США и т.д.;

- гендерная революция, борьба за равноправие женщин;

- внедрение в массовое сознание идеи прав человека, стоящих выше интересов государства;

- молодежная студенческая революция конца 1960-х годов;

- сексуальная революция, общее изменение отношения к сексуальности [5].

В поле зрения ЛГБТ-организаций и активистов попадали и попадают различные проявления дискриминации и гомофобии в обществе: дискриминационное законодательство (например, уголовное преследование, признание гомосексуальности как медицинской патологии, запреты на некоторые виды профессий), распространенность стереотипов и гомофобии в обществе как на государственном уровне (в высказываниях лидеров государства, политических партий), так и на уровне повседневности (в случаях физического насилия, оскорблений и т.п.).

Во многих странах Европы уголовное преследование за гомосексуальные отношения и дискриминационные законы были прекращены только во второй половине 20 века:
до 50-х гг. – Польша (1932), Дания (1933), Исландия (1940), Швейцария (1942), Швеция (1944);
50- 90-е гг. – Греция (1951), Венгрия, Словакия и Чехия (1962), Болгария (1968), Германия (1968/69), Австрия и Финляндия (1971), Норвегия (1972), Мальта (1973), Словения и Хорватия (1977), Испания (1979), Португалия (1983);
1990-е – Андорра (1990), Украина (1991), Латвия и Эстония (1992), Литва, Ирландия и Россия (1993), Беларусь и Сербия (1994), Албания и Молдова (1995), Македония и Румыния (1996), Кипр (1998), Босния и Герцеговина (1998-2001);
после 2000-х – Азербайджан и Грузия (2000), Армения (2003) [6].

Во Франции, Бельгии и Италии декриминализация однополых отношений была осуществлена еще в 1791, 1795 и 1890 года соответственно. По данным Международной Ассоциации лесбиянок, геев, бисексуалов, транссексуалов и интерсексуалов (основанной в 1978 году), в 30 государства (и 31 территориальных единицах) признаны однополые союзы, а в 57 государства (и 82 территориальных единицах) приняты Законы против дискриминации (май 2012 года) [7]. Однако в 5 государствах и некоторых регионах Нигерии и Сомали все еще предусматривается смертная казнь за однополые отношения, а в 78 государствах и на 6 территориальных единицах – тюремное заключение [8].

Более того, в Европе в ряде стран таких, как Украина [9] и Россия [10], не смотря на отмену уголовного преследования, принимаются новые законопроекты (например, Законы о запрете пропаганды гомосексуализма), которые существенно нарушают права людей по признаку их сексуальной или гендерной идентичности. Это свидетельствует о том, что формальный отказ от дискриминационного законодательства не решает проблему уровня гомофобии в обществе.

Так, активистка Феминистической Офензывы из Украины Леся Пагулич отмечает, что данная законодательная инициатива нарушает принципы равенства и не-дискриминации, лежащие в основе Конституции Украины и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (которую Украина ратифицировала). Эти документы гарантируют всем без исключения равные права и возможности, запрещают дискриминацию по какому-либо признаку. Соответственно такую инициативу со стороны государства можно рассматривать не что иное, как попытку опять криминализировать гомосексуальность, а также ограничить права ЛГБТ-людей на самоопределение, на свободу слова и мирные собрания. При этом следует отметить, что этот законопроект коснется не только ЛГБТ, так как он способствует усилению цензуры в целом. В основе этих процессов лежат ошибочные представления об ЛГБТ-людях. Эти представления, закрепленные в законопроекте, но относящиеся к мифам и легендам, нежели к реальности, лишь продуцируют моральную панику и рост уровня гомофобии в стране. Более того, наступление на права ЛГБТ, является важным компонентом наступления в общем на права человека, а подобные инициативы хорошо отражают и отношение государства к правозащитному движению [11].

ЛГБТ-движение также оказало влияние и на то, что с 1993 года Всемирная организация здравоохранения депатологизировала гомосексуальность, признав ее одним из вариантов психологической нормы. Однако на сегодняшний день, несмотря на принятые меры, представители ЛГБТ-сообщества все еще подвергаются различным формам дискриминации, которые не всегда носят явные формы.

Так в отчете Совета Европы за 2011 год «Дискриминация по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности в Европе», основанном на общеевропеских и национальных исследованиях, указывается, что отношение к геям, лесбиянкам и бисексуалам по-прежнему характеризуется устаревшей и ошибочной информацией о сущности сексуальной ориентации человека. Трансгендеры всё ещё сталкиваются с преимущественно медикализированным отношением и предубеждённостью окружающих. Во всех государствах существуют гомофобные и трансфобные настроения. Многие ЛГБТ скрывают свою сексуальную ориентацию или гендерную идентичность из страха перед возможной негативной реакцией в школе, на работе, в месте проживания или в семье. Дискриминирующие и оскорбительные высказывания в адрес ЛГБТ – в том числе со стороны политических и религиозных деятелей – широко распространены и еще больше усугубляют проблему. Более того такие выссказывания и агрессия в отношении ЛГБТ не встречают явного общественного осуждения, и даже, скорее, поощряются. При этом существование ЛГБТ-организаций и инициатив сопровождается часто дискриминирующими реакциями и насилием на их попытки проводить демонстрации, отстаивать свои гражданские права [12].

ЛГБТ-движение за равные права

В 2002 году в Беларуси официально была принята Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Ее особенностью стало исключение гомосексуальности из списка болезней. Это формально депатологизировало гомосексуальность. После распада Советского союза гомосексуальность также была официально декриминализована.

Однако отсутствие уголовного преследования и медицинской патологизации не отразилось на политике и установках государства в отношении ЛГБТ-сообщества.

На пресс-конференции для российских СМИ (7 октября 2011г.) из уст Президента страны А.Г. Лукашенко прозвучало абсолютно гомофобное высказывание:

Аўтар артыкулу: Татьяна Щурко, Агентство политической экспертизы

facebook livejournal twitter youtube rutube vkontakte