Сёння 6 жніўня
Навіны

ЛГБТ-правозащитник выступил против смертной казни. Необходимость отмены смертной казни в РБ: проверка логикой и опытом

ЛГБТ-правозащитник выступил против смертной казни. Необходимость отмены смертной казни в РБ: проверка логикой и опытом

Известный гомельский ЛГБТ-активист, правозащитник, член правозащитного проекта “ГейБеларусь” Вячеслав Бортник последовательно выступает против смертной казни. Предлагаем вашему вниманию очередную статью Вячеслава Бортника на эту тему.

Убийца - это человек плюс убийство. Истинная справедливость совершается тогда, когда судья наказывает убийство и возрождает человека. В. Р. Кришна Айер, бывший судья Верховного суда Индии.

Разрушаем мифы

Миф сдерживания

То, что смертная казнь является фактором сдерживающим преступность, - пожалуй, самый распространённый аргумент в её пользу. Суть его в том, что, только убив преступника, можно удержать других от совершения подобного преступления. Звучит убедительно на первый взгляд. Что может более эффективно остановить тех, кто готов совершить убийство или иное тяжкое преступление, чем угроза смерти? Какое более сильное средство можно найти, чтобы удовлетворить естественное желание обычных людей быть защищёнными от преступлений?

Однако не только эмпирические данные не подтверждают этот аргумент, но и логика здравого смысла, на которой основан этот довод, исходит из сомнительных посылок. Ошибочно полагать, будто все или большинство тех, кто совершает такое тяжкое преступление, как убийство, идут на него после рациональной оценки возможных последствий. Убийства чаще всего совершаются в состоянии аффекта, когда предельные эмоции берут верх над разумом. Убийство может быть совершено и под воздействием алкоголя или наркотика или в состоянии паники - например, когда преступник застигнут в момент совершения кражи. Некоторые из тех, кто совершает преступления насилия, - люди чрезвычайно неуравновешенные или психически больные. Ни в одном из перечисленных случаев страх перед смертной казнью не может выступать как сдерживающий фактор.

Один из японских тюремных психиатров изучал обстоятельства совершения преступлений 145 лицами, осуждёнными за убийство в период 1955-1957 гг. Он установил, что ни один из осуждённых перед совершением убийства не думал о том, что за это преступление может быть приговорён к смертной казни: несмотря на то, что им было известно о существовании смертной казни, мысль о ней не могла сдержать этих осуждённых “в силу их импульсивности и неспособности ощущать себя в любом другом временном отрезке, кроме настоящего” (Sadataka Kogi, 1959).

Британский врач, проработавший в тюремной медицинской службе 35 лет, пришёл к выводу, что “сдерживающее влияние отнюдь не такое простое явление, как полагают некоторые... Очень многие убийцы в момент совершения преступления настолько напряжены, что не способны осознавать последствия своих действий для себя; другие убеждают себя в том, что им удастся остаться безнаказанными” (W. F. Roper, 1969).

Это замечание указывает ещё на одно слабое звено в аргументах о сдерживающей роли смертной казни. Преступники, тщательно планирующие тяжкие преступления, могут решиться на них, несмотря на риск, в надежде, что они не будут схвачены. В таких случаях главным для сдерживания является повышение вероятности обнаружения, ареста и осуждения преступника. Смертная казнь может быть даже контрпродуктивной, потому что она отвлекает внимание должностных лиц и общественности от тех мер, которые действительно необходимо предпринять в целях достижения реальных результатов в борьбе с преступностью.

Доводы о сдерживающей роли смертной казни не подкрепляются фактами. Если бы смертная казнь действительно более эффективно сдерживала потенциальных преступников, чем другие виды наказаний, подтверждение этому было бы найдено в данных сравнительного анализа систем уголовного правосудия. Это значит, что в странах, где предусматривается смертная казнь за какое-то определённое преступление, коэффициент этого преступления должен быть ниже, чем в странах, где за это же преступление смертная казнь не предусмотрена. Следовало бы также ожидать роста преступлений, за которые ранее могла быть назначена смертная казнь, в странах, отменивших этот вид наказания, и, наоборот, снижения уровня тех преступлений, за которые смертная казнь вводится. Однако ни в одном из многочисленных исследований такая связь между смертной казнью и уровнем преступности не установлена.

Пример из советского прошлого. В 1961 г. в СССР ввели смертную казнь за изнасилование с квалифицирующими признаками. Через два года статистика показала, что число изнасилований увеличилось вдвое. Притом возросло и число убийств, совершаемых при изнасиловании (боязнь смертной казни побуждала лишать жизни единственного очевидца преступления). Как видим, смертная казнь оказалась бессильной и, более того, стимулировала рост преступности.

Финансовый вопрос

Часто за смертную казнь выступают потому, что приговорённых к пожизненному заключению дешевле просто убить, чем содержать в тюрьме. Мол, зачем нам, добропорядочным и далеко не богатым гражданам, содержать этих выродков? Но экономическими соображениями нельзя оправдывать нарушение самого основного права человека.

На данный момент к пожизненному заключению в Беларуси приговорены 142 человека. По мнению председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания РБ по законодательству и судебно-правовым вопросам Николая Самосейко, даже, если заключенных к пожизненному сроку станет в два раза больше, то каждый трудоспособный гражданин Беларуси должен будет потратить на их содержание 2,5 доллара за 50 лет. Как пояснил начальник штаба Департамента исполнения наказаний МВД РБ Владимир Красиков, каждый заключенный ежемесячно обходится государству в сумму около одного миллиона рублей. Эти цифры учитывают "чистые" расходы на еду, одежду, коммунальные услуги, оплату сотрудникам учреждений Департамента исполнения наказания. Если выпустить тех, кто сегодня фигурально сидит “за кило картошки”, плюс политических, того и гляди - приговорённые к пожизненному обойдутся белорусскому обывателю вообще бесплатно.

Возмездие

Доводы об обеспечении возмездия сводятся к тому, что некоторые преступники должны быть умерщвлены из соображений справедливости. Казнь рассматривается как плата за причинённое зло: убивая преступника, общество демонстрирует своё осуждение совершённого им преступления.

Убийство близкого человека - тяжёлое переживание для родных и друзей убитого. Их можно понять, когда они требуют, чтобы убийцу лишили жизни. Смерть за смерть - это, в сущности, мотив мести. Месть утоляет душевную боль, вызванную убийством близкого, но не может быть средством предупреждения других убийств и преступности в целом. Отношение общества к необходимости сохранения смертной казни, основанное на чувстве мести, не может быть положено в содержание карательной политики, проводимой публичной властью, ибо публичная власть и правосудие по уголовным делам не могут поддерживать порядок в обществе путём возбуждения и поддержания чувства мести.

В этой части проблема сохранения института смертной казни имеет непосредственное отношение к проблеме режима политической власти и степени контроля власти над гражданским обществом. Очевидно, что поддержание спокойствия в обществе на основе возбуждения чувства обеспокоенности индивида за собственную жизнь и жизнь своих близких повышает престиж власти как защитника интересов и гаранта безопасности общественной системы. Однако это всего лишь иллюзия. Политика запугивания обывателя, касающаяся его собственной безопасности, и введение достаточно репрессивных мер в отношении преступников свидетельствуют о слабости системы обеспечения безопасности граждан со стороны государственной власти.

Как свидетельствует опыт стран, где смертная казнь была отменена, достаточно суровое наказание, согласующееся с международными стандартами прав человека, может вполне адекватно продемонстрировать осуждение обществом конкретных преступлений. В отличие от смертной казни эти виды наказания, не связанные с лишением осуждённого жизни, отражают ценности общества, а не ценности убийцы.

Паводле Стратегическая мысль

Аўтар артыкулу: ГейБеларусь, Вячеслав Бортник

Рэйтынг:
 (галасоў: 1)

Матэрыялы, блізкія па тэматыцы

Удзельнікаў маскоўскага Універсальнага курса па правах чалавека адмовіліся абслугоўваць у кавярні з-за "палітычных размоваў"

У незалежнай газеце "Народная Воля" гомасэксуальнасць называюць "сур'ёзнай анамальнай быдлячай з'явай"

Колькі суб'ектыўных і малацікавых нататак з "КіеўПрайда2012". Беларускі погляд

Дзярждэпартамэнт ЗША аб дыскрымінацыі і актах гвалту па прыкмеце сэксуальнай арыентацыі ў Беларусі

Безназоўнае

20 мая: страх и ненависть в Киеве, толпы хулиганов и бандитов в трусливых намордниках

Дискриминация, которой нет? (видеопрос)

"ГейБеларусь" приняла участие в консультации по Гринвичской декларации по вопросам ЛГБТ-беженцев и искателей убежища

Поэт Кирилл Анохин: "Свобода - это такое состояние, когда свободны другие"

Марціновіч на Еўрарадыё: Што ні скажы, будзеш або цемрашалам, або п****сам

Матэрыялы, блізкія па ўласных імёнах

"ГейБеларусь" приняла участие в консультации по Гринвичской декларации по вопросам ЛГБТ-беженцев и искателей убежища

В Гомеле фотографии Ниагарского водопада признали аморальными

Представитель ГейБеларуси принимает участие в крупнейшей ЛГБТ-конференции Америки

Вячеслав Бортник представил белорусское ЛГБТ-движение в Стамбуле

ЛГБТ-активисты направили сообщение в ОБСЕ

Вячеслав Бортник: Новых разрешений белорусским геям ждать не придётся

Заявление Правозащитного проекта "ГейБеларусь"

Около посольства Беларуси в Вашингтоне прошел одиночный пикет в поддержку прайда в Минске

ЛГБТ-активист избран на руководящую должность в организации белорусской диаспоры

Беларусь у Грынвудаўскай энцыклапедыі ЛГБТ пытанняў па ўсім свеце

facebook livejournal twitter youtube rutube vkontakte